Канев В.С.   Полетайкин А.Н.   Кулешова Н.В.   Шевцова Ю.В.  

Оптимизационная модель риск-устойчивого развития образовательной организации на основе модифицированного рискового термометра

Докладчик: Кулешова Н.В.

Образовательные организации (ОО), являясь элементом нестабильной социально-экономической среды общества, испытывают необходимость перманентного управления рисками, составляющими угрозу их развитию. Несмотря на то, что напрямую вопросам риск-менеджмента ОО в настоящее время уделено недостаточно внимания, процесс управления рисками в них реализуется опосредованно. Так, процедурами риск-менеджмента вуза можно видеть механизмы оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся, что, в свою очередь, является требованием современных ФГОС ВО (3++). При этом на начальном этапе внедрения культуры риск-менеджмента в корпоративную среду ОО должна иметь простой, универсально понятный, эффективный (с точки зрения ресурсов на внедрение и поддержание его устойчивого функционирования) инструмент. Одним из таких инструментов является рисковый термометр (РТ).
Методика РТ приводит статистически обработанные результаты опроса, извлеченные из опросного листа, к интегральному показателю, который может быть интерпретирован как рисковая температура образовательной программы, под которой предлагается понимать степень её соответствия требованиям ФГОС ВО. Исследования показали хорошее соответствие анкеты научно-педагогических сотрудников, используемой при проведении аккредитационной экспертизы основной образовательной программы (ООП) [1], задачам измерения рисковой температуры ООП. Данная анкета рассматривает ценности ОО, находящиеся под риском: процессы, персонал, системы, репутацию, – и позволяет оценить их состояние именно с точки зрения степени соответствия требованиям ФГОС ВО.
Мониторинг рискового фона реализован с помощью системы обобщенных показателей ООП, называемых ключевыми индикаторами риска (Key Risk Indicators, KRI): 1) Структура ООП; 2) Общесистемные требования к реализации ОО; 3) Кадровое обеспечение ООП; 4) Материально-техническое обеспечение ООП; 5) Условия организации образовательного процесса в целом. Содержательная сущность показателей РТ ОО позволила выявить характерные рисков, индикаторами которых они выступают. Выявление и оценивание этих рисков посредством аппарата нечеткой логики с применением температурных данных ООП позволило определить оптимальный комплекс развивающих мероприятий, реализация которого обеспечит перманентное риск-устойчивое развитие ОО.

1. Методические рекомендации по проведению аккредитационной экспертизы в отношении основных образовательных программ. М : ФГБУ «Росаккредагентство», 2015. 164 с.


К списку докладов