Омск, Россия; Павлодар, Казахстан
XXII международный научный симпозиум "Интеграция археологических и этнографических исследований"/ The XXIIth international scientific symposium «The Integration of Archaeological and Ethnographic Researches»

Король Г.Г.  

Элементы сакрального и природного ландшафта в искусстве раннесредневековых жителей Саяно-Алтая и роль мастера в их выборе

Рассмотрена проблема соотношения исторического и природного ландшафта. Сакральный ландшафт – часть исторического, зачастую неотделим от природного и составляет с ним некое единство. Для средневекового населения региона исторический ландшафт прежних эпох – окружающий их мир, который всегда перед глазами. Элементы сакрального ландшафта (каменных изваяний, стел, петроглифов и др.), в том числе предшествующих эпох, могли служить благоприятной почвой для появления некоторых мотивов декора раннесредневековой торевтики малых форм (преимущественно ременные украшения всадника и коня, а также некоторые другие изделия мелкой художественной пластики) и их адекватном восприятии даже при определенно заимствованной и чуждой местным традициям иконографии образов. Анализируются некоторые примеры: личины – антропоморфные маски, сцены конной охоты, мифические животные, а также застежки в виде фигурок летящих уток. Популярность образов опиралась на их восприятие через призму не только их верований и мировоззрения, но и окружающего ландшафта, прежде всего сакрального, созвучного представлениям о мире. Роль мастера – художника, литейщика-кузнеца в одном лице, в выборе соответствующих мотивов и образов декора была различной (осознанной или нет), но принятие «потребителем» предлагаемых образов основывалось на многих составляющих, элементы сакрального ландшафта – их часть.

Ключевые слова: сакральный и природный ландшафт, окуневские изваяния, петроглифы, торевтика малых форм, мастер – художник, литейщик/кузнец, раннее средневековье, Саяно-Алтай

 

Файл тезисов: Король-аннотация-En.docx
Файл с полным текстом: Король-Интеграция-2018.docx


К списку докладов