Еслямов С.Г.  

Распределенные интеллектуальные системы в дистанционном обучении

В докладе рассматриваются вопросы, связанные с использованием распределенных интеллектуальных систем в дистанционном обучении.
Отмечается растущий интерес к таким областям, как экспертные системы и интеллектуальные системы принятия решений, интеллектуальное тестирование, системы общения на естественном языке, интеллектуальные пользовательские интерфейсы и др. Возможность обмена знаниями по сети является чрезвычайно привлекательной, так как позволяет концентрировать различные знания в различных узлах сети и затем комбинировать эти знания, используя их совместно для решения определенной задачи. Помимо создания эффективных средств представления, структурирования и поиска информации (знаний) в компьютерных сетях, развитие теории интеллектуальных распределенных систем представляет особый интерес с точки зрения создания систем искусственного интеллекта нового поколения по принципу "перехода количества в качество".
В области распределенного искусственного интеллекта основное внимание исследователей сосредоточилось на многоагентных системах, которые строятся из множества взаимодействующих агентов (зачастую представляющих собой полноценные интеллектуальные системы с символьным представлением знаний), совместно решающих поставленную задачу в распределенной среде. Для взаимодействия агентов различной природы разработаны специализированные языки обмена знаниями (KQML, KIF), а для обеспечения единого пространства знаний создаются онтологии — эксплицитные спецификации концептуализации предметной области, как правило, в виде таксономии концептов и некоторого количества сопровождающих знаний (common knowledge) в виде системы аксиом-правил.
При дистанционном обучении традиционные лекции оказываются практически нереальной формой организации учебной деятельности в силу удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д. Для изучения теоретического материала должны, очевидно, использоваться технологии распределенных интеллектуальных систем, учитывающие специфику дистанционного обучения. При этом качество усвоения теоретического материала, не уступающее тому, которое достигается при чтении лекций в условиях очного обучения, может быть достигнуто за счет создания специальных компьютерных обучающих программ, использующих рассматриваемые технологии распределенных интеллектуальных систем, функционирующих в среде глобальной компьютерной сети Интернет. 

Файл с полным текстом: Распределенные интеллектуальные системы.doc


К списку докладов