Красильникова И.Ю.  

Предоставление документов в электронной среде

Предоставление документов с 1990-х гг. стало проходить с использованием электронных приборов, устройств и иформационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это в свою очередь повлияло на развитие системы МБА и доставки документов (МБА и ДД).
Электронная почта (e-mail) стала одной из первых (ИКТ), которую применяют для целей МБА с 1994 г. Сначала по электронной почте пересылали заказы в произвольной форме, потом в формализованном виде. Далее по e-mail ведут активную переписку по различным вопросам обслуживания пользователей.
Созданные библиотеками электронные каталоги (ЭК), выставленные в среду Интернета, позволили вести многоаспектный библиографический поиск документов. Для их заказа по МБА и ДД многие крупные библиотеки страны разрабатывали бланк-заказ в ходе создания автоматизированных систем (АС). Однако единой АС МБА и ДД в стране так и не появилось, хотя модификации различных существующих АС проводятся. Также нет и стандартного бланка для заказа в электронных сетях.
Огромное значение для МБА и ДД имеют электронные сводные каталоги (СвК). По ним можно быстро определить конкретную библиотеку-держательницу и шифр необходимого документа. Однако приходится вести поиск по адресам нескольких сайтов, что требует дополнительных временных затрат. Необходимы такие АС, которые бы выдавали результаты информационного поиска по многочисленным ЭК и БД за один сеанс связи.
Рынок электронных научных изданий развивается стремительно и открывает доступ многим российским библиотекам. Огромную ценность представляют собой ресурсы электронных библиотек (ЭБ), располагающие полнотекстовыми БД иностранных журналов, диссертаций и авторефератов. В перспективе предполагается еще больший спрос на электронные ресурсы полнотекстовой информации. В этой связи самостоятельный поиск читателями научной информации в электронном виде будет происходить параллельно с централизованным заказом по МБА и ДД. Поэтому структуры МБА и ДД должны наладить учет таких обращений и выдач, поскольку они являются результатом функциональных обязанностей по предоставлению документов в электронной среде.
С 1996 г. библиотеками внедрена технология электронной доставки документов (ЭДД). Многолетний опыт обслуживания иногородних пользователей и читателей ГПНТБ СО РАН показал, что ЭДД предпочитают многие. Если детализировать выдачу абонентам и получение документов для читателей во видам носителей информации за неполных 11 лет (2000–2009 гг. и 10 месяцев 2010 г.), то заметна тенденция к снижению выполненных заказов на оригиналы изданий и бумажные копии, а повышается спрос на электронные копии.
Таким образом, в библиотеках развивается электронный формат предоставления документов. В дальнейшем нельзя обойтись без наращивания технического оснащения современным оборудованием, аппаратами, средствами коммуникации, освоения новейших ИКТ в целях поддержания удовлетворительного уровня обслуживания пользователей по МБА и ДД. Новая электронная среда диктует иные условия в деле предоставления документов читателям.
 

Файл с полным текстом: Красильникова И. Ю. текст доклада в ИВТ.pdf
Файл презентации: Красильникова И.Ю. Презентац в ИВТ.pdf


К списку докладов