Баженов С.Р.  

Проблемы внедрения системы электронного заказа и книговыдачи в крупной библиотеке и пути решения

 В ГПНТБ СО РАН имеется электронный каталог с 20-летней ретроспективой на книги, авторефераты диссертаций и периодические издания. Это явилось одной из предпосылок для разработки системы электронного заказа изданий читателями и электронной книговыдачи. Решение этих задач предусмотрено в системе автоматизации библиотек ИРБИС-64, которая используется в нашей библиотеке. Однако при внедрении системы в такой крупной библиотеке, как ГПНТБ СО РАН возникают различные дополнительные проблемы:
1. Фонды библиотеки находятся в 12 читальных залах, 4-х подвальных этажах хранения и Отделении библиотеки в Академгородке. А программное обеспечение рассчитано только на прямую книговыдачу из читального зала и не обеспечивает возможности учета передачи литературы между книгохранением и залами.
2. В электронном каталоге для изданий, хранящихся в книгохранении, не указан этаж, на котором они находятся.
3. Неудовлетворительной является и система оповещения читателей о выполнении заказа с помощью электрического табло.
4. Отсутствие электронного каталога на весь фонд также не позволяет обеспечить автоматизацию заказа и книговыдачи всей литературы и требует использования двух технологий: традиционной и автоматизированной, что затрудняет работу сотрудников библиотеки.

Для решения этих проблем были разработаны дополнительные программы: формирования и вывода на экран большого телевизора информации о выполненных заказах из книгохранения, автоматического формирования номера этажа хранения в соответствии с шифром издания. Так же были доработаны форматы вывода требований, рабочие листы ввода и структура БД "Читатель". Разработана технология электронного заказа изданий как в книгохранение, так и в читальные залы. Для обеспечения возможности электронного заказа читателями дополнительно были приобретены и установлены рабочие станции во всех читальных залах и в зале каталогов. В основных читальных залах были установлены большие телевизоры, на которых читатели могут видеть информацию о выполнении заказа. Выходные статистические формы были адаптированы к требованиям нашей библиотеки.

С января 2010 г. началось внедрение и промышленная эксплуатация разработанной системы. За прошедший год можно сделать вывод о жизнеспособности и эффективности этой системы: наблюдается постоянное из месяца в месяц повышение процента электронных заказов как в книгохранение, так и в читальные залы.

Для обеспечения возможности полного заказа всех изданий, планируется разработать и внедрить технологию заказа и изданий, на которые нет информации в электронных каталогах. Эту задачу можно решать двумя путями: созданием имидж-каталога сканированных каталожных карточек либо обеспечением возможности ввода читателем требования в компьютер вместо заполнения бумажного требования.

Нами планируется использование параллельно обоих путей, т.к. это позволит сразу перейти на полный электронный заказ и в то же время постепенно снять с читателя необходимость ввода требования.


К списку докладов