Ляпкова А.А.  

Социальные сети и библиотеки: учет особенностей чтения современной молодежи

Cоциальные сети открывают для библиотек значительные возможности для общения, рекламы книг, продвижения чтения и привлечения читателей.

Социальные сети, равно как и различные сообщества, форумы и даже наличие сайта библиотеки является панацеей, преодолевающей разрыв между библиотекой и читателем. Любая форма присутствия в интернете требует постоянной работы.
Однако нельзя также ограничиться представлением о том, что социальные сети – это нечто непрофессиональное, а потому – бесперспективная среда для развития библиотечно-информационного обслуживания. Необходимо учитывать интересы читателей-пользователей, а также их предпочтения способов поиска и получения информации. Особенно если речь идет о читателях – детях и молодежи.
С одной стороны, социальные сети, Интернет в целом – это отвлечение от чтения, предложение массы альтернатив (игры, общение, цифровое телевидение), однако при этом большое количество сообществ, существующих в социальных сетях, посвящены книгам и чтению, что лишь служит подтверждением тому, что чтение не исчезает, но приобретает новые характеристики, на которые накладывают отпечаток условия существования современного молодого человека.
В частности, когда мы говорим о социальных сетях, можно выделить ряд следующих особенностей, оказывающих определенное влияние на чтение:
- Читательская мода. Чем большую популярность получает книга, тем значительней сообщества, которые представлены в социальных сетях, больше поисковых запросов и обсуждений на тему этих книг. Потенциалом в качестве двигателя молодежной читательской моды обладают экранизации («Сумерки» Стефани Майер, книги о Гарри Поттере Джоан Роулинг, «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, «Дивергент» Вероники Рот, «Орудия смерти» Кассандры Клэр, «Таймлесс» Керстин Гир, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз и др.)
- Разбор на цитаты. Чтение сопряжено с поиском интересных цитат. Эти цитаты не обязательно должны быть глубокими, крылатыми выражениями. Это могут быть просто жизненные или смешные фразы, сюжеты, которые понравились читателю. ВКонтакте по запросу «Цитаты из книг» выдает ссылки на 788 сообществ от 110.000 участников. Это либо сообщества, в целом посвященные цитатам из книг, фильмов, либо сообщества, посвященные отдельной книге или отдельному автору (например, группа «Цитаты из книги Эльчин Сафарли "Мне тебя обещали» (26 915 подписчиков), Цитаты из книг Великого писателя Пауло Коэльо (13 417 подписчиков) .
- Поиск «по аналогии». Часто ищут книги «похожие на эту», того же жанра, той же тематики, что и понравившееся. При этом часто важным является мнение тех, кто уже прочел ту или иную книгу.
- Возможность творческой реакции на произведение, явление «фанфикшн» (например, фанфики по саге «Сумерки» Стефани Майер, книгам и фильмам по миру Гарри Поттера, Дивергента (книги Вероники Рот), по трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные Игры», по книгам о Мефодии Буслаеве и Тане Гроттер Дмитрия Емеца и др. Это как немногочисленные сообщества, на которые подписаны до 10 человек, так и группы-тысячники.
Творчество «по мотивам» проявляется не только в написании историй (фанфиков) по мотивам понравившихся произведений, но и монтаже клипов, создании любительских буктрейлеров, создании иллюстраций.

Файл тезисов: Ляпкова А.А. Социальные сети и библиотеки.doc


К списку докладов

Комментарии

Имя:
Код подтверждения: