Одорова Т.Л.  

Книготорговая деятельность потребительской кооперации Бурятии в 30-е годы ХХ века

В 1930-е годы в республике одновременно существовали различные каналы снабжения населения литературой. Наряду с государственной книжной торговлей книготорговлей важнейшим проводником книги в деревню являлась потребительская кооперация.
Основные направления развития кооперативной торговли страны определены в правительственных, партийных и ведомственных документах 1930-х гг. Одним из важнейших решений стала передача государственной торговли на селе в ведение потребительской кооперации. В результате, в БМАССР районная сеть государственного книготоргового учреждения «Буркнига» полностью перешла к Бурят-монгольскому кооперативному союзу в конце 1939 г. Кроме того, книготорговая сеть «Буркоопсоюза»  включала книжные полки в магазинах сельских потребительских обществ (сельпо) и магазинах по торговле товарами смешанного культурного ассортимента (культмагах), появившихся в республике с 1934 г. Оптовая продажа печатных изданий в 1934 г. оптово-отраслевыми объединениями и межрайонными базами кооперации составила 112 тыс. рублей.
Особое внимание в 1930-е гг. уделялось продаже книг на бурятском языке. Распределение литературы на бурятском языке по территории республики происходило неравномерно; потребительская кооперация придерживалась политики минимального закупа и реализации национальной книги. Поступления литературы в основном оседали в районном центре, не доходя до низовой сети. В 1936 г. объем закупа этой книжной продукции выразился в 105,8 тыс. экз. (49 названий) на общую сумму 80,7 тыс. руб., реализация же оказалась неполной и составила 61,2 тыс. руб.
Важное значение имело для активизации работы с бурятской книгой сыграло Постановление Совнаркома республики 1937 г. “О торговле книгой на бурят-монгольском языке”,  в котором обращалось внимание на необходимость изучения покупательского спроса, учета социально-демографических факторов, подготовки кадров, развитие рекламной деятельности  и др.
В 1930-е гг. в значительной степени поднялся статус кооперативной книжной торговли Бурятии, расширилась сеть ее распространения, совершенствовалась культура обслуживания покупателя книги в условиях сельской местности   республики.

Файл тезисов: Одорова Макуш.чт. 15 тезисы.docx


К списку докладов

Комментарии

Имя:
Код подтверждения: