Казанцева Т.Г.  

Комплекс крюковых певческих рукописей начала XXI века из библиотеки прихода Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Кызыла

Рассматриваемый в докладе комплекс из 15-ти рукописных книг знаменной нота-ции, созданных в начале нашего столетия писцами Рогожской старообрядческой общины Москвы и ныне хранящихся в библиотеке прихода Русской Православной Старообрядче-ской Церкви г. Кызыла, был выявлен в ходе археографических экспедиций сотрудников ОРКиР ГПНТБ СО РАН в Республику Тыва в 2013–2014 гг. Исследовательский интерес данные рукописи вызывают, прежде всего, фактом своего появления в период широкого распространения в старообрядчестве печатных изданий певческих книг начала XX в. и их многотиражных современных перепечаток.
Кодикологический анализ рукописей позволил установить их тесную связь с древ-ней рукописной традиций, которая отражена в сохранении канона книжного оформления, наследующего (не смотря на современный материал и орудия письма) сформировавшемуся в XVIII – начале XX в. так наз. «гуслицкому» стилю.
Изучение структуры и содержания певческих рукописей позволило установить как черты традиционализма, так и признаки трансформации книжного канона. В последнем аспекте наиболее интересны певческие книги, в основе структуры которых лежат принципы организации древних Стихирарей и их более поздних производных – Праздников и Трезвонов. Таких рукописей восемь, то есть более половины собрания. Они представляют собой отдельные кодексы, в каждом из которых содержатся песнопения того или иного праздника, изложенные в порядке их чинопоследования. От традиционных разделов Праздников или Трезвонов они отличаются расширенным составом песнопений, то есть включают не только образцы жанра стихир, но и ирмосов, светильнов, величаний и др., а также ненотированные тексты песнопений. Источником формирования данных книг становятся различные как певческие (Ирмологий, Октоих, Обиход), так и непевческие служебные книги (Минеи, Псалтирь). В результате формируется совершенно новый, не существовавший в ранней традиции тип певческой книги, непосредственно предназначенной для коллективного клиросного пения (что подтверждается такими кодикологическими характеристиками рукописей как большой формат и чрезвычайно крупно выписанные вербальная и музыкальная строки гимнографического текста).


К списку докладов

Комментарии

Имя:
Код подтверждения: