Захарчук Т.В.  

"Научная школа" в библиотечно-информационной науке в профессиональной печати

1. Значительный интерес к научным школам в профессиональном сообществе возник только в последние годы. В предыдущие десятилетия этот термин, разумеется, использовался, но, как правило, в юбилейных статьях и некрологах. При этом он не нес той смысловой нагрузки, которая вкладывалась в него социологами науки, где проблема формирования и развития научных школ изучается с середины 1950-х гг. В настоящее время отношение к научной школе в значительной мере изменилось в связи с появившимися программами поддержки научных школ и включении школ в перечень критериев аттестации вузов и НИИ. Все это привело к тому, что наличие научной школы сегодня становится чуть ли не обязательным для каждого известного ученого. Многие ученые и организаторы науки стали воспринимать научную школу как «медаль» и «венец» научной карьеры. А для рядовых специалистов принадлежность к какой-либо научной школе становится важным признаком самоутверждения в научном сообществе.
2. В последнее время в профессиональной печати появилось значительное количество публикаций, посвященных научным школам в библиотечно-информационной науке. Показательно, что возникли два основных центра по изучению научных школ в науках библиотечно-информационного цикла, один из которых находится в Санкт-Петербурге (СПбГУКИ), а другой  в Новосибирске (ГПНТБ СО РАН). И, если в СПбГУКИ эта тема разрабатывается в течение последних 3-4 лет, то исследования ГПНТБ СО РАН имеют гораздо более длительную историю. В Библиотеке сделан серьезный теоретический задел в этой области, а также накоплен значительный опыт проведения прикладных исследований. Что позволяет говорить о сложившемся направлении научных исследований с собственной исследовательской программой и подходами к решению исследовательских задач.
3. С другой стороны, в потоке публикаций, посвященных научным школам имеются и такие, в которых научные школы того или иного деятеля науки просто называются, а наличие их никак не доказывается. Представляется, что, говоря о наличии той или иной научной школы нужно, во-первых, четко понимать особенности этого феномена, а, во-вторых, проводить исследования, доказывающие как сам факт существования школы, так и принадлежность к ней тех или иных специалистов. Наиболее продуктивными методами проведения такого рода исследований являются библиографические исследования (включая библиометрические) и социологические опросы как ведущих представителей профессионального сообщества, так и предполагаемых представителей научной школы.
4. Можно много говорить о разных подходах к содержанию понятия «научная школа». Споры об этом идут и в социологии науки, и в каждой из научных дисциплин, пытающихся осознать, что же такое «научная школа» в их науке. Однако, у большинства специалистов нет разногласий в том, что: 1) главный признак научной школы  неформальный характер ее организации; 2) основой научной школы является ее исследовательская программа, которая становится основой деятельности научного коллектива; 3) обязательным условием существования научной школы является наличие лидера, признанного профессиональным сообществом, сформулировавшего свою исследовательскую программу и привлекшего в ее реализации молодых ученых (своих учеников); 4) суть существования научной школы заключается в подготовке новых поколений ученых, т. е. в школе обязательно должны быть ученики, которые поддерживают исследовательскую программу учителя и готовы участвовать в ее разработке.
5. Наличие научной школы во многом определяется и мнением профессионального сообщества. Признание наличия научной школы у того или иного ученого со стороны ведущих специалистов в определенной области науки может стать основанием для проведения дальнейших исследований.
6. Необходимо также отметить и важность имени, которое получает школа в профессиональном сообществе. Называя школу именем крупного ученого, всегда нужно понимать, какая исследовательская программа стоит за ним, какие еще исследовательские программы в этой области существуют. Именно борьба исследовательских программ является наиболее эффективным двигателем науки. Поэтому имя научной школы имеет серьезное значение для ее идентификации в научном сообществе и обязательно должно быть связано с исследовательской программой лидера. Научная школа создается тогда, когда возникает проблема внутри научного направления, пути решения которой неоднозначны и различны для разных крупных ученых-лидеров.
7. Как мы видим, проблема изучения научных школ вызывает горячие споры в профессиональной печати. Есть еще масса нерешенных вопросов, которые важно решить для того, чтобы выработать более или менее единое представление о научной школе в библиотековедении, библиографоведении и книговедении. Представляется, что развернувшаяся  дискуссия по этим вопросам даст свои плоды в области разработки теории формирования научной школы и практики ее идентификации. Ведь именно в столкновении мнений зачастую рождается научная истина.


К списку докладов

Комментарии

Имя:
Код подтверждения: