Артемьева Е.Б.  

Вклад Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в развитие региональной системы дополнительного профессионального образования

      Происходящие изменения в библиотечно-информационной сфере требуют соответствующего развития кадровой базы. В связи с этим целесообразно изучение состояния кадровых ресурсов библиотек, результатов деятельности действующей системы повышения квалификации в целях формирования адекватной системы дополнительного профессионального образования (ДПО). В сибирском регионе такой деятельностью занимается Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), что прописано в ее уставе.
       С 1998 г. в структуре ГПНТБ СО РАН действует Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования, созданный в целях консолидации библиотек и других организаций, профессионально связанных с подготовкой и повышением квалификации библиотечных кадров. Основными его задачами являются: обеспечение непрерывности образования, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня библиотечных работников; оказание помощи библиотекам, информационным учреждениям и организациям региона дополнительными образовательными услугами, учебно-методическими и научными разработками. Одно из направлений его работы – информационно-методическое обеспечение деятельности профильных учреждений в сфере ДПО. Здесь формируются «Базы данных (библиографические, фактографические, полнотекстовые)  и учебно-методические комплексы по библиотечно-информационной деятельности» (URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/index_2i4.html), которые входят составной частью в электронную библиотеку ГПНТБ СО РАН. Кроме того, в ЭБ входит навигатор по профессиональным ресурсам (здесь можно найти ГОСТы, законодательные акты, электронные периодические издания, другие материалы, находящиеся в свободном доступе в Интернете. Библиотекарей может заинтересовать раздел «Полезные ссылки».
     Все электронные ресурсы, генерируемые ГПНТБ СО РАН, систематически актуализируются, свободно доступны в Интернете; они могут быть использованы: для информационного сопровождения научных исследований в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информационно-библиотечной деятельности; при организации и проведении научно-методической работы, образовательной деятельности в научных библиотеках, вузах, учреждениях ДПО; они полезны, с нашей точки зрения, для аспирантов, соискателей, студентов, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров. Данные статистики свидетельствует о том, что спрос на эти ресурсы достаточен. Так, например, ресурсы электронного учебно-методического комплекса «Обучающие семинары» за август 2011 г. были востребованы 303 раза 157 посетителями (заметим, что это летний месяц, учебный год еще не начался), а в декабре прошлого, 2010 г. ресурсы этого учебно-методического комплекса были просмотрены свыше 1000 раз 313 посетителями. Ресурсы учебно-методического комплекса «Высшие библиотечные курсы» в августе 2011 г. были востребованы 592 раза 284 посетителями, а в последний месяц 2010 г. – 782 посетителя осуществили 1875 просмотров. Использование статистической системы Splog позволило проследить географию посетителей Учебно-методического комплекса «Обучающие семинары». За 2010 г. ресурс был востребован удаленными пользователями из 26 стран: естественно, большая часть просмотров – 91% – совершена из городов России, но используют ресурс и граждане Казахстана – 2,9% (заметим, что библиотечные работники этой страны повышают квалификацию на базе ГПНТБ СО РАН, приглашают для проведения выездных обучающих семинаров наших лекторов к себе); Украины (2%), Беларуси (1,5%). Среди пользователей есть и представители Азербайджана, Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Эстонии. Интересен тот факт, что среди посетителей нашего обучающего комплекса имеются и граждане Соединенных Штатов Америки (1,5%); зарегистрированы разовые просмотры ресурсов учебно-методического комплекса из Болгарии, Израиля, Ирландии, Исландии, Польши, Финляндии, Хорватии, Черногории, Швейцарии, Японии, Чешской республики.
     В настоящее время доступ к электронным ресурсам ГПНТБ СО РАН можно получить с сайта ГПНТБ СО РАН и с сайта Российской библиотечной ассоциации (РБА), со страницы секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. Главные принципы, которыми руководствуется Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования: открытость системы образования; доступность образовательных ресурсов.
 


К списку докладов