Меркулова А.Ш.   Сакова О.Я.  

Использование электронных документов в учебном курсе "Аналитико-синтетическая переработка информации"

Докладчик: Сакова О.Я.

В настоящее время кафедра Технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) осуществляет подготовку каталогизаторов с изучением как  традиционной, так и машиночитаемой каталогизации. Учебный курс «Аналитико-синтетическая переработка информации» является базовым и рассчитан на 400 часов.
Преподавание данной дисциплины осуществляется в специализированной компьютерной аудитории, оборудованной автоматизированными библиотечно-информационными системами: ИРБИС, «Руслан», MARC SQL, LIBER, базами данных «Универсальная десятичная классификация», «Библиотечно-библиографическая классификация» и  выходом в Интернет.
Современный уровень преподавания курса «Аналитико-синтетическая переработка информации», с нашей точки зрения, невозможен без использования электронных документов. Наряду с печатными изданиями на лекционных и практических занятиях применяются электронные документы как объекты библиографического описания, индексирования, аннотирования, реферирования и составления обзоров.
Освоение машиночитаемой каталогизации предполагает активное обращение к авторитетным источникам, которые возможно использовать в локальном и удаленном доступе. Изучение видов аналитико-синтетической переработки информации каждый студент начинает со знакомства с регламентами и, в первую очередь, с государственными стандартами, которые широко представлены на сайтах Интернет. На занятиях при выполнении практических заданий с целью уточнения фактографических данных студенты обращаются к таким электронным авторитетных источникам как справочные и картографические издания.
В случаях затруднения составления библиографического описания наряду с обращением к соответствующему ГОСТу студенты активно используют Российские правила каталогизации, представленные на сайте ЛИБНЕТ.
Интернет-ресурсы также используются и в предметизации документов для создания предметных рубрик, например, предметной рубрики – имя лица для уточнения дат жизни персоналии. В качестве лингвистического средства при предметизации документов применяются Национальные авторитетные файлы: имен, организаций, предметных рубрик и унифицированных заглавий.
Основными лингвистическими средствами при составлении классификационных индексов являются базы данных «Универсальная десятичная классификация», «Библиотечно-библиографическая классификация».
Вместе с тем, недостатком преподавания курса считаем невозможность в условиях КемГУКИ автоматического присвоения предметных рубрик и классификационных индексов конкретным документам в процессе их машиночитаемой каталогизации, потому что отсутствует связь между базами данных, Национальными авторитетными файлами и конкретными автоматизированными библиотечно-информационными системами. В современной практике машиночитаемой каталогизации каталогизаторы имеют такую возможность, однако учебные возможности нашего вуза гораздо скромнее. Полагаем, что в решении этой проблемы интересы создателей/поставщиков автоматизированных библиотечно-информационных систем и преподавателей вузов должны совпадать во имя подготовки современных квалифицированных специалистов в области аналитико-синтетической переработки информации. 
 


К списку докладов