Красильникова И.Ю.  

Электронная доставка документов в Централизованной библиотечной системе Сибирского отделения Российской академии наук

Электронная доставка документов (ЭДД) для удалённых пользователей начала действовать с 1996 г. в крупнейших библиотеках России. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) реализует обслуживание по ЭДД, направленное на предоставление комфортных услуг более, чем для 900 пользователей, и распространила технологию ЭДД по всем библиотекам Научных центров (НЦ) СО РАН.
ГПНТБ СО РАН предлагает ЭДД коллективным, индивидуальным абонентам и читателям Библиотеки. Применение автоматизированных технологий и наличие электронных каталогов (ЭК) позволяет абонентам оформлять заказы в электронном виде с сайта Библиотеки. Заказ можно оформить через Web ИРБИС из имеющихся электронных каталогов ГПНТБ СО РАН и генерируемых баз данных (БД). Есть возможность получать электронные копии из крупнейших информационно-библиотечных учреждениях России.
Популярность ЭДД повышается как среди абонентов, так и читателей ГПНТБ СО РАН. Как показал анализ статистических данных за 2000–2010 гг., наблюдалась тенденция к снижению заказов на оригиналы изданий, бумажные копии и повышению спроса на документы в электронном виде. При анализе заказов по выдаче электронных копий за 2008–2010 гг. для иногородних библиотек учреждений СО РАН выявлен повышенный спрос на журналы и сериальные издания научной направленности – свыше 80%. При этом статьи из зарубежной периодики высылались до 47%. В отраслевом плане свыше 61% документов отправлялось по естественнонаучной тематике. Спрос по хронологии отмечен преимущественно за 1951–1999 гг. и 2000 гг.
Изученный спрос читателей ГПНТБ СО РАН за 2008–2010 гг. на электронные копии, поступившие из библиотек страны, дал следующие результаты. Более всего копий получено из научных книг и продолжающихся изданий (52,8%). В этой группе выделялись фрагменты диссертаций – 65%. По отраслям знаний превалировали общественные науки – 58%. Полученные копий из зарубежных журналов и сериальных изданий для читателей Библиотеки занимали 32,5%. По хронологии чаще спрашивались копии, изготовленные с документов, год издания которых начинался с 2000 г. (51%).
Неотъемлемой частью обслуживания по ЭДД, а также наиболее проблемной, становится оперативный поиск названий и мест хранения документов. Несмотря на то, что система сводных электронных и распределенных каталогах существует, но отражает небольшой объем документов, поскольку идёт процесс накопления библиографической информации на национальном и региональном уровнях.
Необходимо отметить, что разыскивая библиографические описания (БО) в ЭК, БД и других поисковых системах, пользователи имеют дело с большим количеством порталов, поочередно заходя по разным адресам и тратя на каждый время. К сожалению, из-за отсутствия автоматизированной системы (АС) с поисковыми сервисами нельзя получить результаты информационного поиска по нескольким сайтам за один сеанс связи.
Несмотря на имеющиеся проблемы, неоспоримым является тот факт, что электронная среда, в которой осуществляется ЭДД, отвечает главным критериям межбиблиотечного обслуживания, а именно повышает оперативность и полноту удовлетворения информационных потребностей учёных и специалистов. Процессы развития он-лайновых электронных библиотек (ЭБ) в будущем обеспечат интенсивное использование хранящихся знаний, в т. ч. результатов научных исследований, которые, как считают учёные, должны быть доступны в виртуальной среде и формировать «Открытую Науку».
 


К списку докладов